Поздравляем: актёров, работников цехов, многочисленные службы, руководство и всех тех, кто своим ежедневным трудом помогает работе театров кукол во всём мире!
И немного интересной информации для наших любимых зрителей.
Театр кукол только для детей?
Достаточно взглянуть на список номинантов «Золотой маски», чтобы заметить: в некоторых сезонах детских спектаклей вообще не было в конкурсе. В список претендентов попадают пьесы Карло Гоцци, Антона Чехова, Андрея Платонова и других.
Есть ли театр кукол для самых маленьких?
Сейчас популярен беби-театр (то есть театр для совсем маленьких детей) — это почти всегда театр кукол. В беби-спектаклях оживают не только куклы, но и рисунки, носки и кухонная утварь — совсем как в детской игре.
Является ли театр кукол копией драматического?
Так было в периоды, когда в искусстве ценился реализм и основным критерием качества было жизнеподобие. Сейчас жанровые границы стираются: в театр кукол приходят, например, из танца. Самое известное имя — нидерландец бразильского происхождения Дуда Пайва. В своих спектаклях он работает с пластичными персонажами, сделанными из цельного куска поролона, — так высекают скульптуру из мрамора. С балетными работает и Филипп Жанти: раньше местом действия его фантазий были картонные коробки, теперь это большая сцена, где невозможно отличить кукол от живых исполнителей.
Всегда ли кукла на сцене — это человек или говорящее животное?
Кукольники любят работать с объектами. Театр предмета был популярен не только в начале ХХ века, когда на экспериментальные сценические площадки мира приходили выдающиеся художники, призывая зрителей наблюдать за движущимися геометрическими формами и замечать в обычных бытовых предметах приметы потаенной жизни. В наши дни молодой нидерландец Ник Стёр берет камни и ставит их один на другой, терпеливо преодолевая сопротивление материала без всякого клея. В «Комнате Герды» Яны Туминой куклой предстает целая комната, в которой обитает героиня — парадоксальная и убедительная в своих трюках.
Должен ли быть скрыт от зрителя актёр театра кукол?
Еще Карабас в «Буратино» и Бог с ангелами в «Божественной комедии» Сергея Образцова были сыграны актерами, пусть и в масках. Гулливер в спектакле Евгения Деммени 1936 года в Ленинграде тоже появлялся на сцене актером-великаном по сравнению с окружавшими его марионетками. В 70-е годы гремела так называемая уральская зона, когда режиссеры театров кукол этого региона высекали из соседства на сцене куклы и актера новые смыслы и ставили таким образом сложную драматургию.
У кукольников есть понятие «живой план» — когда актер играет персонажа без куклы.
Из статьи Алексея ГОНЧАРЕНКО — театроведа, театрального критика, кандидата искусствоведения. Главного специалиста кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ. Куратора лаборатории Московского театра кукол МТКNext. Редактора портала про театр для детей «Недоросль».
Калужский театр кукол.
Мы смотрим в будущее, сохраняя прошлое!
МЫ БЕЗ ВАС НЕ ПОЗДРАВЛЯЕМ!