Вопрос-ответ

Часто задаваемые вопросы

Театр кукол только для детей?

Достаточно взглянуть на список номинантов «Золотой маски», чтобы заметить: в некоторых сезонах детских спектаклей вообще не было в конкурсе. В список претендентов попадают пьесы Карло Гоцци, Антона Чехова, Андрея Платонова и других.

Сейчас популярен беби-театр (то есть театр для совсем маленьких детей) — это почти всегда театр кукол. В беби-спектаклях оживают не только куклы, но и рисунки, носки и кухонная утварь — совсем как в детской игре.

Так было в периоды, когда в искусстве ценился реализм и основным критерием качества было жизнеподобие. Сейчас жанровые границы стираются: в театр кукол приходят, например, из танца. Самое известное имя — нидерландец бразильского происхождения Дуда Пайва. В своих спектаклях он работает с пластичными персонажами, сделанными из цельного куска поролона, — так высекают скульптуру из мрамора. С балетными работает и Филипп Жанти: раньше местом действия его фантазий были картонные коробки, теперь это большая сцена, где невозможно отличить кукол от живых исполнителей.

Кукольники любят работать с объектами. Театр предмета был популярен не только в начале ХХ века, когда на экспериментальные сценические площадки мира приходили выдающиеся художники, призывая зрителей наблюдать за движущимися геометрическими формами и замечать в обычных бытовых предметах приметы потаенной жизни. В наши дни молодой нидерландец Ник Стёр берет камни и ставит их один на другой, терпеливо преодолевая сопротивление материала без всякого клея. В «Комнате Герды» Яны Туминой куклой предстает целая комната, в которой обитает героиня — парадоксальная и убедительная в своих трюках.

Еще Карабас в «Буратино» и Бог с ангелами в «Божественной комедии» Сергея Образцова были сыграны актерами, пусть и в масках. Гулливер в спектакле Евгения Деммени 1936 года в Ленинграде тоже появлялся на сцене актером-великаном по сравнению с окружавшими его марионетками. В 70-е годы гремела так называемая уральская зона, когда режиссеры театров кукол этого региона высекали из соседства на сцене куклы и актера новые смыслы и ставили таким образом сложную драматургию.

У кукольников есть понятие «живой план» — когда актер играет персонажа без куклы.

Остались вопросы?

Напишите нам - с радостью ответим!

Ближайшие спектакли

«Теремок» Калужский Театр Кукол
«Теремок»

Спектакль поставлен по известной сказке Самуила Яковлевича Маршака. В уютном теремке поселилась веселая компания: мышка - норушка, лягушка-квакушка, петушок – золотой гребешок и ежик - без головы и ножек.

Подробнее
«Колобок» Калужский Театр Кукол
«Колобок»

Веселая тетя Настя очень любит слушать сказки, прямо жить без них не может. Поэтому один знакомый мастер дядя Боря сделал для нее волшебный ящик - рассказчик, который может рассказать и показать любую заказанную сказку...

Подробнее
«12 стульев» Калужский Театр Кукол

Спектакль "12 стульев", поставленный режиссером Петром Васильевым по мотивам одноименного произведения И.Ильфа и Е.Петрова, представляет интерес для зрителя тем, что на сцене присутствуют одновременно и авторы, и персонажи. Зритель наблюдает за процессом создания романа, вернее, его черновика. Да, со временем, роман обретёт знакомые читателю черты, но это случится после, а пока на сцене "творческий угар". - Так определил режиссёр жанр спектакля. Идея для книги выскакивает со страниц газет и на глазах зрителя рождается легенда, стремительно и искрометно. А сценография спектакля дает возможность погрузиться в атмосферу конца 20-х годов прошлого века.

Подробнее
«Гадкий утёнок» Калужский Театр Кукол

Главный герой — Гадкий утенок — с самого рождения сталкивается с множеством трудностей, непониманием и неприятием. Он вынужден бороться с жестокостью обитателей птичьего двора, не теряя при этом самого себя.

Подробнее
×