Вопрос-ответ

Часто задаваемые вопросы

Театр кукол только для детей?

Достаточно взглянуть на список номинантов «Золотой маски», чтобы заметить: в некоторых сезонах детских спектаклей вообще не было в конкурсе. В список претендентов попадают пьесы Карло Гоцци, Антона Чехова, Андрея Платонова и других.

Сейчас популярен беби-театр (то есть театр для совсем маленьких детей) — это почти всегда театр кукол. В беби-спектаклях оживают не только куклы, но и рисунки, носки и кухонная утварь — совсем как в детской игре.

Так было в периоды, когда в искусстве ценился реализм и основным критерием качества было жизнеподобие. Сейчас жанровые границы стираются: в театр кукол приходят, например, из танца. Самое известное имя — нидерландец бразильского происхождения Дуда Пайва. В своих спектаклях он работает с пластичными персонажами, сделанными из цельного куска поролона, — так высекают скульптуру из мрамора. С балетными работает и Филипп Жанти: раньше местом действия его фантазий были картонные коробки, теперь это большая сцена, где невозможно отличить кукол от живых исполнителей.

Кукольники любят работать с объектами. Театр предмета был популярен не только в начале ХХ века, когда на экспериментальные сценические площадки мира приходили выдающиеся художники, призывая зрителей наблюдать за движущимися геометрическими формами и замечать в обычных бытовых предметах приметы потаенной жизни. В наши дни молодой нидерландец Ник Стёр берет камни и ставит их один на другой, терпеливо преодолевая сопротивление материала без всякого клея. В «Комнате Герды» Яны Туминой куклой предстает целая комната, в которой обитает героиня — парадоксальная и убедительная в своих трюках.

Еще Карабас в «Буратино» и Бог с ангелами в «Божественной комедии» Сергея Образцова были сыграны актерами, пусть и в масках. Гулливер в спектакле Евгения Деммени 1936 года в Ленинграде тоже появлялся на сцене актером-великаном по сравнению с окружавшими его марионетками. В 70-е годы гремела так называемая уральская зона, когда режиссеры театров кукол этого региона высекали из соседства на сцене куклы и актера новые смыслы и ставили таким образом сложную драматургию.

У кукольников есть понятие «живой план» — когда актер играет персонажа без куклы.

Остались вопросы?

Напишите нам - с радостью ответим!

Ближайшие спектакли

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» Калужский Театр Кукол

Весёлые скоморохи расскажут зрителям  про то, как муромский крестьянин Иван и жена его Ефросиньюшка нашли в поленнице ребёночка Илюшеньку.

Подробнее
Экскурсия по театральному закулисью Калужский Театр Кукол

У посетителей экскурсии будет замечательная возможность побывать в закулисной части театра. В ходе мероприятия они познакомятся с историей здания – усадьбы XIX века, окунутся в завораживающий мир театра, узнают о различных системах кукол и, возможно, попробуют себя в роли актеров-кукловодов. Участники узнают, как создается спектакль, посетят мастерские и цеха, а также познакомятся с людьми творческих профессий – художник-постановщик, бутафор, инженер по механике кукол, осветитель, звукооператор.

Подробнее
«Рассказы толстого мальчика» Калужский Театр Кукол

"Я родился мальчиком Сашей. Хотя запросто мог родиться девочкой Ирой или соседской дворнягой Фомкой, или даже верблюдом, я бы знал верблюжий язык и дальше всех плевался. А может, и дворником Фаридом или даже Муслимом Магомаевым с календарика, но я все время опаздывал и ими стали другие! Я родился толстым мальчиком Сашей. И какое мое предназначение, я не знаю, а может, не нужно его искать, и оно, предназначение, найдёт меня само. Пожалуй, останусь толстым мальчиком Сашей, а там, будь, как будет."

Подробнее
×